?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 March 2019 @ 12:23 am
"Теллурия" реж. К. Богомолов, театр на Таганке  
Первый опыт Богомолова на Таганке, причем премьера была на неопределенный срок отложена (при проданных билетах) "по болезни режиссера", так что многие даже не верили, что состоится.
Действительно, спектакль не вполне складный, построенный на очень уж литературных монологах и диалогах при минимуме сценического движения. Каждую сцену можно воспринимать отдельно, так что зрители норовят аплодировать при каждом уходе актера и не сразу понимают, когда наступает антракт. Некоторые не поняли даже, когда финал наступил, тем более что поклонов не было.
Рассадка особая, она же - часть сценографии Ларисы Ломакиной. Публика сидит, как в цирке, вокруг сцены и, если скучно, развлекается рассматриванием зрителей противоположной стороны. А посреди сцены - яма, дыра, так что можно сказать, что зрителей заодно расположили по кругам ада.
В общем, создается впечатление пусть не особо радикального, но эксперимента. И спектакль получился не слишком захватывающий, но интересный.

Будущее по Сорокину - новое Средневековье, мир - вялый, тоскливый, обескровленный войнами и революциями. Его обитатели измучены воспоминаниями о войне и бытовыми проблемами, но что-то их все-таки не устраивает. Способы "побега" от опостылевшей реальности перечислены и озвучены. Понятно, что в идеале все хотят, чтобы им в голову теллуровый гвоздь вбили, но есть и другие варианты: уход в запой "брата Николая", о котором первый персонаж Миркурбанова говорит почти дрожащим голосом, обычные наркотики, поиск "национальной идеи" и вообще пропаганда (диалог рязанского князя Миркурбанова и московского графа Епишева), разного рода сексуальные фантазии, а также сны с сексуальным подтекстом, но с мечтой совершить что-то значимое (героини Апексимовой); искусство, конечно - сбежавшие из крепостного театра полулюди-полупсы с мечтой сыграть Шарикова. Наконец, несмотря ни на что, вечная тема - любовь, рассказ работницы Любови Селютиной, которая, пожалуй, из всех присутствующих здесь дам и могла это сыграть. Вообще, надо сказать, что витальный, плотский и в то же время изощренный текст Сорокина лучше всех произносят как раз Селютина, Миркурбанов да еще Епишев, который выработал какую-то свою особую манеру - отстраненную и абсолютно органичную. А подача текста в данном случае особенно важна, недаром последние спектакли Богомолова все чаще называют "читкой".
Но кто бы там чего себе ни нафантазировал, все сведется к главной фантазии всех времен - к путешествию в Вифлеем, которое проделал очередной персонаж Миркурбанова, к чему он и призывает свое "святое семейство". Это логичный исход, с вечным богомоловским "не верю!" Однако финал оставляет впечатление некоторой двусмысленности, внутреннего компромисса. Подобный компромисс блестяще разрешился в "Славе", на другом материале. А тут - чего-то не хватило.