?

Log in

No account? Create an account
 
 
01 June 2019 @ 10:25 pm
"Пер Гюнт" Юрия Бутусова, предпремьера 30 мая 2019  
Ностальгический спектакль. Мне вспомнилось время, когда эта пьеса Ибсена была моей настольной книгой, а поганец Пер Гюнт - любимым героем. Далекие школьные годы.. но я до сих пор считаю путь по Великой Кривой единственно правильным (для себя). Следуя природным наклонностям, ты неминуемо будешь расплачиваться за все свои ошибки и грехи, но в итоге только так можно заслужить Сольвейг, которая спасет твою душу. Другое дело, что мои желания и амбиции серьезно отличались от желаний и амбиций Пера, но главное остается - "быть самим собой". Правда, по спектаклю выходит, что все это самообман, хотел быть собой, а стал троллем... но это как раз потому, что с пути Пер сбился..
Обращение к этой пьесе для режиссера предполагает пересмотр итогов (промежуточных в данном случае) своей жизни, а значит, будут воспоминания, что выражается в большом количестве отсылок к прежним спектаклям, в том числе старым ("Макбетт", "Ричард III") - и это тоже ностальгия. Первое и второе действия построены по методу "Макбет Кино" - они держатся на ритме, в который надо попасть, и тогда все происходящее обретает экзистенциальный смысл, даже если выключаешь логику. Я получила от них большое удовольствие. Два Пера - это не молодой и старый, это живой Пер и Пер-тролль. Они так и будут существовать на сцене параллельно - Сергей Волков и Павел Попов.
В третьем действии, которое показалось мне бесконечным из-за долгих монологов на фоне общей усталости и "прямой" политики, побеждает "Кабаре Брехт". Поэтичность пьесы отодвигается на второй план, в ход идут обращения к зрителю "в лоб", и это не всегда убедительно и в основном сильно затянуто. Меня не оставляет мысль, что в видеонарезке Леннон появился вместо Ленина)))
Было известно, что в данном случае "предпремьера" - это не просто слово, что не было даже прогонов на зрителях, они ожидаются в сентябре перед настоящей премьерой. А значит, сейчас мы видим эксклюзив, промежуточный вариант спектакля, часть сцен наверняка в итоге уйдет, а время (4 ч. 40 мин.) подсократится. Мне очевидно, что это постановка с очень сложным внешним рисунком, поддерживать который исполнителям удается с большим трудом, хорошо бы им как-нибудь помогли в итоге.
Ну и отдельный ностальгический момент - два стихотворения Арсения Тарковского в авторском исполнении (из "Зеркала"). Мы с ЮБ - ровесники, и у меня возникло чувство, что в ранней юности у нас было много совпадений в увлечениях. Если с Тарковскими более-менее понятно, то любовь к "Пер Гюнту" - это все-таки сюрприз.

PS Спустя 2 дня после показа впечатление улеглось и стало более определенным. Я смирилась с тем, что спектакль поставлен не в Сатириконе, где актеры лучше других умеют совмещать поэзию с философией, произносить большие куски текста по-бутусовски, но при этом четко и осмысленно, где ради крупных планов не нужно выставлять экраны и камеры (мимика все равно будет видна или хотя бы угадана, если смотреть издалека). Когда впервые речь зашла о том, что "Пер Гюнт" будет поставлен не в Сатириконе, меня это очень расстроило, я обрадовалась, что он не состоялся. Теперь - все по-другому: спектакль есть, он будет существовать, хоть и в измененном, думаю, виде. В нем - стихия "Макбет Кино", горькие раздумья "Сна об осени" и брехтовский напористый, грубоватый гуманизм. И мне очень хочется, чтобы над ним еще поработали как следует, и очень хочется увидеть то, что получится.
 
 
 
lj_frank_botlj_frank_bot on June 1st, 2019 07:26 pm (UTC)
Здравствуйте!

Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Искусство, Литература.

Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.

Фрэнк,

команда ЖЖ