lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Бесы Достоевского", хотя точнее будет "Бесы Богомолова", 28.11.20020, премьера

Премьера предполагалась в Барвихе, и если честно, то там этому спектаклю самое место. Ожидания сбылись: стебный, пародийный роман Достоевского, с наездом на революционные идеи в принципе, напрашивался на уже испробованную Богомоловым (и поднадоевшую, если честно) форму. Хотя многие как раз по этой стебности и тосковали. Не думаю, что захочу снова увидеть этих "Бесов": на спектаклях Богомолова предполагаются смысловые открытия, тут их просто ноль. Хотя мне повезло: лучшее в спектакле - это два своеобразных камео (сам Богомолов и Сурков) и две отличные актерские работы - Миркурбанов и Куличков. Могли быть другие исполнители (кроме Суркова, разумеется). При хорошем отношении к Никите Ефремову все-таки Миркурбанова в роли Петра Верховенского я была рада видеть больше. Ну и Богомолов в длинном кожаном пальто поверх то ли платья, то ли монашеской рясы - это интереснее, чем любая из двух прекрасных актрис (Ребенок и Елена Морозова) в роли Ставрогина.
Две заметки от спектакле из фб (по горячим следам, в такси - и на следующий день - подумав).

Мало кто, прочитав в молодости "Бесов", не воображал себя... то есть не хотел бы сыграть Ставрогина. Другое дело человек-актер, вот он, наверное, мечтал бы сыграть Петрушу Верховенского. Так что мне повезло: Богомолов-Ставрогин, Миркурбанов-Верховенский. И бонусом Сурков в роли Великого Инквизитора. У троих по крайней мере случилась сбыча мечт, а вдобавок портреты Богомолова в разных видах возникают на сцене, когда и не ждёшь. Даже на занавесе фигова туча Богомоловых, просто нарциссизм в действии.
Спектакль-стеб (материал это допускает), спектакль-компиляция, втянувший в себя кусок "Карамазовых", мотивы "Князя", фрагмент монолога Мармеладова из нового спектакля, с характерным "А чё тебя жалеть-то?" И это самые эмоциональные фрагменты.
На мой взгляд, главный внутренний конфликт Богомолова с Достоевским - в том, что он не верит в серьезность намерений его персонажей (и людей в целом). Оно и понятно: опыта публичной реальной казни у него не было. Потому стёб оказывается просто стебом - и хорошо, что Кириллов, подобно Подколесину, выскочил в окно (блестящая роль Куличкова, тоже тянет на роль-мечту), а Ставрогин завершил "исповедь" так, как ему и положено (в мире Богомолова, а не Достоевского). Мне было только жаль, что финальное караоке "Как упоительны в России вечера" все-таки не сложилось в караоке реальное.
PS Единственное однозначно слабое место спектакля (на мой взгляд, разумеется) - трактовка "русской идеи" в духе "позднего Молочникова" - многочисленный и невнятный "Федька-каторжник" - в "Борисе Годунове" было подобное, но удачнее.

Ещё о "Бесах Богомолова". Когда-то я увлекалась Львом Гумилевым, в том числе его теорией пассионарности. Что ни говори, а само слово "пассионарий" в наш лексикон вошло, но, как правило, не учитывается, что степень этой пресловутой пассионарности может быть разной. Так вот: герои Достоевского находятся на самой вершине такой шкалы, это альтруисты типа Сони и Мышкина и (чуть пониже) те, кто готов рисковать жизнью ради идеи, ну там или любви, или искусства. Герои же Богомолова на этой шкале располагаются в самом низу - где есть стремление к чему-то важному для человека, но без риска для жизни. Им все время как бы и хочется, и колется. При этом они, конечно, думают, что по-другому и не бывает. Что любовь - это просто психологическая и физиологическая зависимость, что инстинкты и чувства - одно и то же. И что сладко нарушать законы, если тебе за это ничего не будет. Богомолов помещает героев Достоевского в свой мир - и ведут они себя там соответствующе. Недаром были споры по поводу его Раскольникова: убивал или не убивал? Недаром столько внимания уделяется страхам Ставрогина, что он за Матрешу на каторгу пойдет ( вон даже пол сменил, чтобы не попасться). В диалоге с Достоевским Богомолов очень силен, когда внимателен к тексту, или когда использует комические и парадоксальные моменты (перевёртыш Федор Карамазов - вершина этого), или в "детской теме". В остальном получается что-то вроде беседы Дудя с Лимоновым (если кто видел): вроде понимаешь, что Лимонов устарел, что его идеи в большинстве своем несостоятельны... Но чувствуешь разницу в масштабах - как будто человек с огромным опытом за плечами пришел на детский утренник. И детям смешно, конечно.
Tags: Богомолов, театр, театр на Малой Бронной
Subscribe

  • Театральное за январь-февраль

    "Спасти Орхидею". Владислав Наставшев, Гоголь-центр, 8 января Владислав Наставшев, похоже, убрал из имени и фамилии прибалтийский суффикс -с- и…

  • Сериал "Псих", реж. Федор Бонндарчук

    1) Посмотрела 6 серий "Психа", и уже что-то можно сказать. Очень хороший сценарий Паулины Андреевой. Актриса она так себе (впрочем, смотреть на нее…

  • "Пер Гюнт" новогодний, 28 декабря 2020

    Я уже жаловалась друзьям и близким, что при любом упоминании "Пера Гюнта" теряю волю и хочу тут же бежать смотреть. Сегодня на меня вдруг выпала…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment