lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

Театральное за январь-февраль

"Спасти Орхидею". Владислав Наставшев, Гоголь-центр, 8 января
Владислав Наставшев, похоже, убрал из имени и фамилии прибалтийский суффикс -с- и нашел свою нишу в российском театре. Его постановки не поражают режиссерскими приемами, но в них есть отчетливая авторская интонация, свой почерк: Наставшев и правда настоящий автор спектакля, отвечающий за текст, сценографию и музыку. Сперва я его недооценивала, но потом втянулась, это очень нужный для нас режиссер.
"Спасти Орхидею" - спектакль лёгкий, скользящий (недаром герой все время на коньках) и очень атмосферный, лирическо-ностальгический. Американец Один Байрон играет тоску русскоязычного прибалта по стране, в которой он не был никогда, по детству - плюс (довольно тонко) то, как из прошлого вырастает устремленное в будущее творчество. Елена Коренева играет тоску по старому российскому кино - плюс (очень точно) отношения матери и взрослого сына, отделившегося от нее, непонимание "новой" жизни. Филипп Авдеев играет (прекрасно) вневременную "бабушку с характером", уверенную в том, что мир катится вниз, с неумением прямо выразить свою любовь. В ее рассуждениях о жизни много наивно-советского (моя свекровь выражается почти слово в слово: "Мы не думали - мы работали") Ещё есть очаровательная Собачка и сосед-Треплев. Вот Треплева, точнее, текста из чеховской "Чайки", мне показалось многовато, хотя он напрямую связан с темой творчества. А то, как Байрон поет советские песни в обработке Наставшева - слушала бы и слушала.

"Бэтмен против Брежнева" Саша Денисова, Театр на Малой Бронной, 13 января
Кто жил при Брежневе, тот в цирке не смеётся. Спектакль "Бэтмен против Брежнева" Саши Денисовой - это и есть такая смесь абсурда с классицизмом. Строго говоря, Бэтмен вошёл в нашу жизнь в Перестройку, вместе с чупа-чупсами и "Греческой смоковницей", и у меня он с Брежневым не рифмуется никак, но скорее всего, у молодого поколения нет четкой эстетической границы между эпохами: в конце концов чешские "стенки" долго соседствовали с реквизитом из нового времени. Да и формальное обоснование есть: Дудочкин принадлежит к какой-никакой, но творческой интеллигенции и с шикарной комиксовой героикой мог ознакомиться раньше других, для которых он - Бэтман, видимо, еврей какой-то. В отличие от зиловых-довлатовых он по геройству тоскует, и оно как-то сосуществует с его зиловско-довлатовским пьянством . Насколько это достоверно - не знаю. Потому спектакль раскалывается на два пласта: с одной стороны, множество остроумных наблюдений, примет времени и... офигенный Брежнев в исполнении Ольги Лапшиной - с другой (в качестве украшения), прикид Бэтмена на исполинском Епишеве, сексуальная Кошка и готемский стиль. Тем не менее, спектакль как-то сложился в ностальгическую эмоциональную катавасию с песнями и танцами, Тарковским (чуть не всплакнула) и историей пронзительной любви девочки-героини к отцу, который, конечно же, был для нее героем.
А по поводу параллелей того застоя и этого - ну что есть, то есть.

"Горе от ума", реж. А. Бородин, РАМТ (прогон), 3 февраля
Смотрела спектакль и думала: как же все-таки гениален Грибоедов, как прекрасен текст комедии: умный, ироничный, яркий. Не все постановки пьесы вызывают такие мысли, так что надо признать: спектакль Бородина - "настоящий Грибоедов".
Этот текст исполнители в большинстве своем удачно интонируют, включая до боли знакомые фразы, и вообще интересно с ним работают. И говоря о спектакле, особое внимание хочется уделить именно актерам, а также трактовке главных образов, которая определяет смысл постановки больше, чем внешние режиссерские решения и громоздкая сценография (впрочем, со сценографией меня примирила хрестоматийная карета - на которой кто только не уезжал, но не Чацкий).
Да, это "настоящий Грибоедов", но это еще и свежий взгляд на пьесу, на ее героев - узнаваемых и современных. Так, в спектакле нет школьного противопоставления Чацкого "фамусовскому обществу", при том что социальная сатира имеет место, достается всем: и "либералам" (Репетилов как будто свои фейсбучные посты озвучивает), и "патриоткам"... А сцена, в которой обсуждается будущее образования и просвещения - можно сказать, "актуальна, как никогда". Чацкий не выступает представителем "нового", он отдельный, он "птица дивная". Максим Керин появляется (и остается) в высоких дорожных сапогах (или ботинках, неважно), в длинном черном пальто, с которым он обращается, как с мушкетерским плащом - романтический герой, красавец, в которого кто угодно бы влюбился, но не эгоистичная современная барышня. Софья (Ирина Таранник) последовательна в своих приоритетах: о деньгах она не думает (любящий отец позаботится), от любимого мужчины ей нужно внимание, всё его внимание, вся его жизнь. Она уверена, что ее любовь того стоит. Чацкий же, несмотря на свою очевидную страсть, постоянно отвлекается на какие-то ситуации, на свои мысли, не имеющие к Софье отношения. Идеалист в обществе людей практичных - он обречен на одиночество.
Другая актерская удача спектакля - Фамусов в исполнении Алексея Веселкина. Неожиданный Фамусов - моложавый чиновник, обаятельный и жизнелюбивый (Лизе он явно нравится), трогательный отец, который явно простит дочери, что угодно, несмотря на "молву". И к Чацкому он относится добродушно, как старший, не принимая всерьез его выпады и разглагольствования (мы-то привыкли, что от монологов Чацкого Фамусов начинает заходиться и кипит от злости).
Интересно разрешилась в спектакле и линия Молчалина: его женитьба на Софье представляется возможной (при таком отце), но нежелательной для него самого. Софья для него - ступенька, препятствие, которое не обойти, так что надо угождать, а там посмотрим... Выразительный Молчалин - лицом похожий на мелкого хищника (Даниил Шперлинг).
Еще понравились Горич (Александр Гришин, еще бы не понравился!), Скалозуб (Александр Рагулин). И конечно, лукавая Лиза (Дарья Семенова), с которой было снято проклятие крепостного права, и она обрела легкость мольеровской субретки.
Спектакль вообще не зацикливается на язвах и пороках давних времен, он - о веке нынешнем. При этом получилась остроумная комедия с обаятельными героями, и даже грибоедовский вальс звучит в современной обработке.

Еще смотрела балеты "Симфония до мажор" и "Парижское веселье" на новой сцене Большого - но тут надо бы рассказывать больше не о спектакле, а о том, как добиралась до театра аккурат в день митингов.
Tags: Гоголь-Центр, РАМТ, театр на Малой Бронной
Subscribe

  • Суздаль. Март

    Суздаль в марте - это моя награда за верность и компенсация за дурацкую январскую оттепель. Солнце, весенний свежий воздух, белый снег, веселая…

  • Суздаль 26-28 января

    Боялась морозов. Вот: нету мороза! Снег не растаял, но осел, посерел, из него торчит бурьян. С утра было немного солнца, а теперь хорошо, что хотя бы…

  • Алушта (15-21 сент)

    Сына отправили в командировку в Алушту, а я увязалась с ним, чтобы ухватить еще кусочек лета. Как-то не особо верилось, что поездка состоится, и,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments