lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Categories:

"Король Лир", реж. Ю. Бутусов, премьера 27.02.2021, театр им. Вахтангова

Спектакль в большей степени поэтичный, чем что-то иное. Поэтому мои фавориты здесь - это Юрий Цокуров с трубой, Виктор Добронравов, бьющий по невидимым барабанам, и битломан Василий Симонов. А ещё - танцы до упаду Лира и Шута (точнее, Корделии, поселившейся в голове короля, спасающей остатки его разума). Роскошная "космическая" сценография Максима Обрезкова пока не работает во всю мощь, просто мы помним, что Луна приблизилась к Земле и "сводит всех с ума". Тут важно, чтобы разыгрались как следует актеры.
Лир Артура Иванова - большой ребенок, плохо понимающий, как это он в одночасье лишился королевства, дома и любимой дочери. Сказал разок в сердцах что-то - и покатилось. Вся эта ситуация выглядит чуть ли не как недоразумение. Похожее происходит с Глостером, но там хотя бы все изначально было подстроено Эдмондом. Всерьез обвинять короля и Глостера в плохом отношении к собственным детям как-то не получается... ну разве что в наивности. Плоды этих недоразумений пожинают злые люди, но сразу ясно, что ничего хорошего их не ждёт: Рок играет здесь более важную роль, чем чья-то злая воля.
Сравнивать этого "Лира" с сатириконовским нет никакого смысла. Он мне напомнил больше... "Макбет Кино" - чередованием статичных и танцевальных сцен, щемящей музыкой и опять же поэтичностью. Только "Лир" менее угарный, смешной и страстный. Он - горький и даже стоический. Нужно ещё время, чтобы сложились смыслы, проступила глубина.
Ну то есть понятно, что я не в восторге, но это ровным счетом ничего не значит. Уверена, что скоро и Шекспир возьмет свое, и актеры будут свободнее, а от уровня и свободы их игры зависит не только общее впечатление, но и идеи, из которых пока я зацепила лишь одну - то, как утраченное поселяется в человеке, живет в нем, пытается управлять - как Корделия существует в голове Лира в образе Шута. Если сатириконовский спектакль уравнивал в правах и горестях трех дочерей Лира (а также двух сыновей Глостера), то здесь для короля важна лишь Корделия, именно она - его потеря, его любовь. Другие дочери появляются в его бессознательном черными карикатурными фигурами, вызывая тревогу и приступы головой боли.
Tags: БУТУСОВ, Лир, вахтанговский, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment