lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

Category:

"Левша", реж. Максим Диденко, Театр Наций (прогон), 20 мая

"Левша", реж. Максим Диденко, театр Наций
"Люблю отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой..." Наиболее понятная мне форма патриотизма - именно такая, и свойственна она многим, вот только сейчас не принято говорить об этом. А Диденко говорит - об иррациональной любви к родине, по праву рождения, наследственности, культурных кодов, детских воспоминаний - о том, что сейчас для многих представляется неважным, так как социально-политическое перекрывает все тонкие материи. Поскольку автором текста назван Печейкин, я тонких материй от спектакля особо и не ждала: материал повести Лескова позволяет "спрямить" идею, сделать постановку остро-актуальной. Острота осталась, кстати, но спектакль получился лирический - несмотря на признаки яркого, подчас грубоватого шоу. Мне чудятся в нем какие-то внутренние противоречия - между замыслом и результатом, но парадоксальным образом это идёт ему на пользу, усложняет, не разрушая. Заявленное в начале про то, что русскому человеку бывать за границей вредно (и даже опасно), подтверждается сюжетом, но по ходу дела обрастает множеством деталей и образов - и грубоватых, и поэтических.
Левша (в моем случае - любимый после "Нормы" Евгений Стычкин") - театральный монтировщик - "маленький человек" и в каком-то смысле "очарованный странник", любимый типаж русской классической литературы. Он смешит, он рассказывает, он действует. Важная часть содержания спектакля именно рассказывается, проговаривается (байка про английский клуб леворуких). Крымовское "Муму" вспоминается сразу, а про "Горбачева" Левша говорит сам, имитируя даже голос Миронова. Пародийность вообще пронизывает весь спектакль - от простого (отсылок к спектаклям театра Наций) - до принципиально важного: пародируются принципы "новой этики", а также наивное восприятие "гейропы" "простым русским человеком", насмотревшимся телевизора: толпа ярких фриков без гендерных различий (кроме одного персонажа), с которыми сперва прикольно, потом стрёмно. И конечно: у каждого такого "европейца" - по винтовке, они же на нас нападать готовы в любой момент (да и друг на друга тоже). Толпа "русских" - ничуть не лучше, не такие яркие и прикольные, но тоже поют и пляшут - агрессивное быдло, непонятное и страшное в восприятии большинства российских либералов. Недаром атаман Платов (Роман Шаляпин) - не героическая, а зловещая фигура, "черный ворон". Куда податься бедному Левше? А у него нет выбора, он родину любит. Диденко, раздающий всем сестрам по серьгам - это такой Молочников наоборот - вроде бы видит параллель между "гейропой" и нашим страшным-престрашным быдлом, но... не боится, живёт и радуется.
Мне очень нравится, как Иван Кушнир переделывает известные мелодии. Спектакль наполнен его музыкой - здесь и поэтичность, и эпичность, и большой частью моей зрительской радости я обязана ему. Ну и, разумеется, хореографу Варнаве, который, помимо общих "танцев", поставил чудесные танцы Блохи (и костюм у нее отличный) - какое-то тонкое и точное попадание в образ, персонаж из музыкальной шкатулки, со своей внутренней историей. Диана Вишнева - что-то немыслимое в этой роли: и пластика, и глаза, и общий облик. Хотелось бы чуточку драматургически подкрепить ее отношения с Левшой, переход в другое состояние, но сам образ - безупречен.
Мне кажется, спектакль со временем будет ещё лучше ( мне к тому же достался прогон с гламурной публикой). А ещё говорят, что второй состав тоже очень хорош, а значит, надо будет обязательно повторить.

PS Предыстория была такая. Я сидела дома, еле разгребая свои дела, не претендуя ни на какие премьеры и прогоны. Вздыхала, что за такие деньги "Левша" в ближайшее время мне не светит, ну и ладно. Но тут френдов стало просто бомбить: искали любые возможности попасть на прогоны, ажиотаж страшный и мне не совсем понятный (любителей Диденко среди театралов не так уж много, контраст ценника "Нормы" и, к примеру, спектакля Молочникова на Бронной - тому свидетельство). Но получалось так, что все бегут, а я сижу. Ну и попросилась я на прогон... А мне сперва говорят: никаких проблем. А потом: ой, Диденко в трансе, с прогонами всех посылает нафиг, и вообще не факт, что они будут. Ну я и расслабилась. И правда, уже нашедшие пути и записавшиеся знакомые в пролете, отмены. И вдруг - есть место, прям накануне. И как выяснилось, попала я на закрытый клубный показ, где еще и поили-кормили.
Послесловие такое. Все, кто хотел, правдами-неправдами, кто за деньги, кто так - спектакль тем не менее посмотрели. И у меня вопрос к мышам, которые колются, но продолжают есть кактус: а зачем они это делают? Лично я люблю Диденко, но мое рвение и стремление посмотреть спектакль в первых рядах было минимальным, не шло ни в какое сравнение с рвением тех, кто теперь кривится, и вообще от Диденко кривится. Понимаю: Вишнева (еще и не всем она досталась), просто любопытство... Ну а пару месяцев подождать? И ведь поставит он скоро еще что-то (за ним не заржавеет, он ставит все, что шевелится) - и повторится все то же: ажиотаж, а потом - фиии...
Tags: Диденко, театр, театр Наций
Subscribe

  • "Пиноккио. Переплыть море" Рязанский театр драмы ЗМ

    "Пиноккио. Переплыть море" Рязанского драмтеатра - номинант Золотой маски. На сцене - полная цветовая противоположность алому колориту театра им.…

  • Суздаль. Март

    Суздаль в марте - это моя награда за верность и компенсация за дурацкую январскую оттепель. Солнце, весенний свежий воздух, белый снег, веселая…

  • Суздаль 26-28 января

    Боялась морозов. Вот: нету мороза! Снег не растаял, но осел, посерел, из него торчит бурьян. С утра было немного солнца, а теперь хорошо, что хотя бы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments