?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 October 2009 @ 11:12 am
Первый "Ричард" сезона  
Всё-таки "Ричард" частично утолил мою тоску по "Макбетту".
Чёрно-белый Бутусов. Почти аскетичный, позволил себе лишь несколько живописных излишеств: хлопья снега, огненные волосы Елизаветы, трагически накрашенные губы несчастных матерей, плащ Бэкингема, красное вино, заливающее Кларенса.
Остальное - атмосфера промозглой европейской зимы, адекватной нашей сумеречной поздней осени: вороний грай, чёрные пальто горожан (прям как у Ники), белые искусственные розы на могилах.

Что-то случилось - и Ричард уже не вызывает у меня отторжения, наоборот, стал почти симпатичен. И шутки у него добродушные (не по сути, а по исполнению). Он уже НЕ злодей, а всего лишь орудие рока, призванное разобраться с правыми и виноватыми - опять же по формуле Шекспира ("если каждому воздавать по заслугам, никто не избежит палок"). Вот так работает принцив вселенской справедливости в этом мире.

Актёры в пространстве Бутусова! Как я соскучилась!
Великолепный Аверин - Кларенс-Эдвард-герцогиня Йоркская. Как всегда, глотаю слёзы. Особенно потрясает герцогиня: глубокий несчастный голос, прямая надломленная спина, сила аристократического рода и трогательная человеческая слабость женщины, потерявшей ВСЁ.
Агриппина. Я  не впускаю в себя и десятой доли того, что она играет. Это слишком страшно. При этом - точное и естественное развитие образа: от ПРОСТОЙ королевы, которая даже рядом с умирающим мужем (вряд ли любимым) не может избавиться от суетных мыслей, - до НАСТОЯЩЕЙ женщины, которая даже потеряв маленьких сыновей, вынуждена спасать ту, что у неё осталась - дочь, спасать любой ценой.
Многоликий вездесущий Трибунцев: обыватель, легкомысленный убийца (почти что обыватель) и, наконец, МАЛЫШ - удивительное перевоплощение, к которому невозможно привыкнуть, которое невозможно понять. Шустрый ребёнок-принц - избалованный, смышлёный, недобрый.
Суханов-Бэкингем. Осанка подиумного красавца. Костюм, перчатки, развевающийся плащ. "Он ни в чьей компании", этакий анти-Меркуцио, воплощённый эгоизм.
И Ричард, и Бэкингем играют без особых тонкостей, им незачем особо притворяться. И дело не только в том, что все остальные настолько глупее их - здесь работает самоуверенность победителей.
Бэкингем подчёркнуто декоративен. Чисто внешний контраст между его рафинированной красотой и грубым уродством Ричарда подчеркивает временость и условность их альянса. Ричард абсолютно одинок.
Бэкингем с самого начала старается понять, на чьей стороне история, ему не настолько важны материальные выгоды. Он - игрок, получающий наслаждение от им же срежиссированного, как ему кажется, спектакля .
Конец первого акта, Ричард ковыляет к авансцене, вокруг одни статисты - а Бэкингем на заднем плане в центре в круге света улыбается и курит, пуская дым . Медленно закрывается занавес. Очень красиво.

В спектакле вообще много красивых сцен. Но наблюдая парад убийств, я всё-таки пришла к выводу, что в номинации "самая красивая смерть" обойти "смерть Дункана" вряд ли кому-то удастся.

Фотографии не помещаю: их почти нет, что удивительно (спектакль ведь и впрямь красивейший). Лучшая - с Ричардом в "подряснике" (гули-гули-гули...), но из неё постоянно убирают Бэкингема, так что не помещаю из принципа.