?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 October 2009 @ 09:22 pm
"Я это чувствую"  

фото Алексея Кошелева

"Король Лир" , 15 октября

Лир прячется в своё безумие, потому что не может вместить в себя всю глубину горя и нового знания.
Но даже при этом его не оставляет чувство собственной исключительности, просто теперь он считает исключительными свои страдания.
Дочери-злодейки, женщины-исчадья ада, судьи и преступники, которые так легко меняются местами...
Великолепная сцена-разговор Лира с Глостером и Эдгаром.
Король достаёт из хаоса, царствующего в его голове, свои афоризмы и произносит их легко, глядя на себя и всех как бы со стороны. Он уже "по ту сторону добра и зла" (а на самом деле - ЕЩЁ,  то есть до встречи с Корделией, когда ему придётся прозреть окончательно).
Смеётся и аплодирует публика, усмехается Эдгар. А рядом - страдает Глостер, не вслушиваясь в слова безумного короля, - страдает и за него, и за себя. А ещё - за преданного Эдгара и несчастного негодяя Эдмунда, которому ВСЁ ещё предстоит.
В начале спектакля Глостер своим высокомерием вполне напоминает Лира, зеркальность их ситуации очевидна. Но всё-таки уже тогда он мог замечать кого-то, кроме себя. Поэтому он заступается за Кента, встаёт на сторону Лира.
И прозрение обрушивается на него сразу - с пониманием меры и степени не только своей беды, но и своей вины... А также беды и вины всех людей: слабых и грешных, неспособных противостоять ни Року, ни собственной природе. И с сознанием этого он обречён жить - до конца.
На его незрячем лице печать безмерного страдания, и вся его фигура выражает страдание. Он облизывает пересохшие губы, не реагируя на ерничанье Лира, но слушая звук его голоса.

И король, должно быть, на каком-то дальнем уровне подсознания понимая, что Глостеру сейчас ещё тяжелее, чем ему, обнимает его, прижимает к себе его голову - чтобы хоть немного помочь...

Ну и кого (что?) здесь играет Суханов? "Благородного Глостера", несчастного отца, просто Человека, воплощённое страдание, воплощённое раскаяние?
Художественный образ, который он создаёт, по производимому эффекту напоминает мне старые портреты работы великих мастеров: там тоже изображены конкретные люди - и как много ещё СВЕРХ этого.