?

Log in

No account? Create an account
 
 
12 November 2009 @ 04:50 pm
"Доходное место" 11 ноября  

Вчера поняла, что весь первый разговор с Вышневского с племянником (и с залом) проходит под знаком его утренней неудачи у Анны Павловны.
Отсюда раздражительность, нервность, еле сдерживаемое внутренее кипение. Его слова по большей части обращены к ней, ЕЁ он хочет убедить. Хотя и не смотрит на жену, присутствие которой в этот момент для него невыносимо.
И пачку денег он бросает в кресло тем же жестом и с той же силой, что и её накидку - раньше.
Не убедил - вот и не остаётся ничего, кроме как идти к ней с дорогим подарком и цветами - проверенный способ. Кстати, роскошная красная коробка и букет алых роз - единственное яркое цветовое пятно в практически чёрно-белом спектакле (если не считать жёлтого цыплячьего жадовского плаща).
Островский, по-моему, никакого отношения к этому не имеет.

Вышневский, который должен был бы выглядеть если не стариком, то уж во всяком случае потасканным волокитой, настолько по-мужски привлекателен, что сразу же возникает вопрос: зачем он женился на этой красивой злой кукле, ласки которой он предполагал покупать с самого начала? Когда его играет Аверин, в ответ напрашивается что-то типа "любовь зла" и "по всякому бывает".
Для Суханова момент некой случайности заведомо исключён.  Недаром Марьяна Спивак так хорошо смотрится именно в паре с ним: его герою нужна как раз такая женщина, без которой его жизнь была бы совершенно благополучной. Понятно, что внутренние проблемы Вышневского начались не с его женитьбы и не ею вызваны. Он устраивает себе домашний мазохизм как своеобразное наказание за что-то. Здесь сложная внутренняя драматургия, и всё это мало связано с социально-бытовой стороной спектакля, иногда даже неважно, что говорит герой, основной смысл - в интонациях его голоса, в выражении его лица.
Удачный возрастной грим не портит лицо актёра, но меняет его так, что я всякий раз поражаюсь, не узнавая его. Но и помимо грима, множество мелочей определяет возраст героя и вместе с тем его статус. Всё очень точно, но есть в этом образе и нечто более важное, чем внутреннее и внешнее соответствие герою, то, что очень трудно сформулировать, но именно это делает великолепно сыгранную роль отдельным произведением искусства.
У всех героев Суханова есть моменты, когда они абсолютно прекрасны. Вышневский прекрасен от начала и до конца.

     
фото Е.Касаткиной и Е.Цветковой  http://denis-suhanov.narod.ru/theatre12.1.htm