?

Log in

No account? Create an account
 
 
15 December 2009 @ 03:28 pm
"Король Лир", 14 декабря  


На этом относительно старом фото начало спектакля выглядит несколько по-другому, чем сейчас. Глостер и Кент придавливают к земле Эдмонда (теперь он просто сидит в яме). У Глостера разноцветный костюм.
Признаться, мне больше нравится сегодняшняя длинная шинель, и вообще, мне по вкусу милитаристский стиль костюмов в бутусовских спектаклях, хотя понимаю, что на кого-то они могут нагонять тоску. Я же при первом просмотре с трудом примирилась с избыточной живописностью "Лира". Да и в целом тот первый спектакль был для меня чересчур НЕОЖИДАННЫМ.
Пожалуй, только Райкин-Лир как-то укладывался в картинку, остальное было ВСЁ НЕ ТАК.

Глостер-Суханов. Слишком молод, слишком жёсток, слишком умён.
Эдмонд-Аверин. Этот герой по пьесе наоборот представлялся мне "коварным интеллектуалом", который лишь прикрывается своими обидами, оправдывая ими стремление к власти и зависть. В спектакле он по-настоящему унижен. Отец при нём говорит о его рождении и его матери с максимальным цинизмом, Эдвард произносит слово "брат" с явной издёвкой. Похоже, что его с детства держали в чёрном теле и внушали: ты не такой, как мы. Вот он и привык к угождению и притворству и ведёт себя - соответственно своему "незаконному" происхождению. Даже все плевки почему-то достаются ему. Даже влюблённые Гонерилья и Регана относятся к нему с некоторой брезгливостью и в какой-то момент его грубо отталкивают, как бы стыдясь своей привязанности.
Гонерилья и Регана поразили другим: совсем молодая Марина Дровосекова играет удивительно мощно, а великолепная трагическая Агриппина в роли лицемерки-Реганы прячет свой темперамент, играет вкрадчиво, сдержанно, такой я её никогда не видела.
Шут-Березнова. Дело даже не в том, что в этой роли - девушка-актриса, в своё время Алла Демидова пробовалась у Козинцева (по крайней мере, был разговор, что она может сыграть шута). Для меня этот герой является одним из интеллектуальных центров пьесы, а в спектакле он (она) живой и ребячливый. Глубокие шекспировские фразы произносятся в облегчённом варианте... И почти так же облегчённо они звучат у самого Лира.
В этом спектакле, как и в "Ричарде", сработал принцип отсутствия МОЩНОГО героя, и Лир - обычный человек со своей дурью и слабостями. Чего стоит его явление в трусах - стандартный кошмар обычной коммунальной квартиры ( кто там жил - у того в памяти непременно возникнет подобный персонаж).
И во вчерашнем спектакле всё было, как обычно. В сцене с Глостером и Эдгаром добродушно-сумасшедший Лир выдавал свои парадоксы как нечто забавное - на радость публике... Но в глазах его было такое страдание! Но слепой измученный Глостер рядом с ним так напряжённо вслушивался в его речи!

... И снова о Глостере. Когда я читала пьесу, этот герой был для меня всего лишь сниженным двойником Лира. В спектакле же именно он отвечает за основную тему, и его ПРЕОБРАЖЕНИЕ особенно выразительно.
Текста у Глостера немного, так что упор делается прежде всего на актёрскую игру (в том числе, во время его молчаливого присутствия в эпизодах, не предусмотренных Шекспиром) - и на сцены, специально поставленные для него, с учётом индивидуальности Суханова. Совершенно великолепен замедленный проход Глостера - уже в белых одеждах - с поддерживающим его Эдгаром. И конечно, трагически прекрасное зрелище, когда он перед смертью, уже предчувствуя будущее братоубийство, вдруг выпрямляется и поднятыми над головой руками стучит ножом о нож - и так и проходит сквозь затемнённую толпу других персонажей - одинокий, сияюще белый, с несколько неуверенными движениями слепого, но с трагической устремлённостью к концу.
И он уже уравнял в своём сознании сыновей, и чувствует свою бесконечную вину перед ними - обоими, и бесконечную любовь - к обоим.
Так и Лир, уже потерявший свою Корделию, вдруг осознаёт в себе любовь ко всем трём дочерям, тем самым принимая на себя их грехи. Финал спектакля - при всей его безнадёжности - прекрасен!

фото И.Брусенцова
 
 
 
Марьяmirr_ra on December 15th, 2009 04:40 pm (UTC)
Да!..
Спасибо за интересное мнение!

А я была в прошлый раз на "Лире" год назад - и, да, спектакль изменился! В деталях, ненавязчиво, но ощутимо.

А Эдмонд вчера был какой-то безумно горький, ужасающий. Раньше был немного легче, что ли... Или Макс просто устал? Или приболел? А, может, показалось :)

Но, в любом случае, отлично!
lotta20lotta20 on December 15th, 2009 07:59 pm (UTC)
Трудно сказать. В принципе, нам всё время КАЖЕТСЯ, если речь не идёт о каких-то принципиальных моментах. Я этот спектакль смотрю с весны - и то есть изменения, а уж за год точно изменился и сам спектакль, и Ваше восприятие.
Эдмонда мне всегда очень жалко, но мне жалко всех максовых героев, в его игре есть что-то берущее за душу, он находит в каждом герое, даже самом отрицательном, то, что помогает его оправдать и сопереживать ему.