?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 December 2009 @ 01:11 pm
"Как это громко - "НИКОГДА", - и как это глупо вместе с тем"  
 Когда я посмотрела бутусовского "Гамлета" в МХТ, первой мыслью было: ещё раз - никогда!
То же самое произошло с "Ивановым".
Теперь понимаю, что пойду на эти спектакли и буду стараться изживать свой максимализм. Ведь нельзя, чтобы отдельные моменты, которые НЕ НРАВЯТСЯ, перечёркивали  весь спектакль. У меня просто нет выхода: это Бутусов, а до Питера - когда ещё доберёшься!
По сути к бутусовским спектаклям МХТ у меня всего две претензии, но очень серьезные.
Во-первых, мне не удаётся сопереживать героям. Почему-то перемазанные кровью врагов Макбетт и Банко, упивающиеся "убийством по заказу", вызывают и симпатию, и жалость (при сохранении всех нравственных ориентиров), а несчастный Иванов - нет. В МХТ меня не оставляла мысль о полной "ненужности" героев - ни другим, ни себе, ни зрителям. Возможно, такова задумка режиссёра, но мне от этого не легче. Короче, в этих спектаклях плохо с гуманистическим пафосом, а без него неинтересно.
Во-вторых, в этих спектаклях есть откровенно пошлые сцены. Это не кич, а глянец - чего я терпеть не могу. Прекрасное нижнее бельё на дамах слишком не похоже на театральные костюмы, исчезает условность, иронический подтекст. Коробит. И - опять же - я полагаю, что режиссёр как раз и добивался такого эффекта. Но - не нравится!
Ничего, думала я, спектаклей в Москве много, на Бутусове свет клином не сошёлся. Много, да... И всё же...

Впервые посмотрев "Синее чудовище", я решила для себя, что это "хороший одноразовый спектакль" и больше мне такой радости не надо. Оказалось, что надо. Конечно, речь идёт лишь о тех вариантах, в которых  играет Суханов, другого Дзелу я теперь просто не выдержу. Однако сказать, что  в "Чудовище" меня интересует только он, я уже не могу. Спектакль прекрасный, но, чтобы я смогла его оценить по достоинству, понадобылись два сухановских выхода: блестящий первый, ну и естественно, момент, когда он снимает маску. У актёра в руках как бы волшебная палочка, превращающая просто праздник в настоящее чудо.

Теперь снова о "Доходном месте". Когда я поняла, что совершенно невыносимую для меня сцену жадовского юродства уже не переделают и молодому актёру так и придётся мучиться самому и мучить зрителей в попытке вытянуть то, что ему не по силам, я решила, что это слишком дорогая плата за радость видеть остальное.
Но ОСТАЛЬНОГО оказалось так много! Я уже и не говорю об очаровательных мелочах, но есть прекрасный Юсов с его пятью минутами танца (или уже не знаю, как назвать это зажигательное действо!), есть изумительная Кукушкина-Дровосекова, от которой глаз не оторвать, живая прелестная Полина, чудесные Белогубов и Юленька (обе Юленьки!), симпатичная массовка... А ещё - великолепный Кузнецов, играющий Досужева и темпераментно, и ювелирно-тонко.
Про Вышневского-Cуханова я уже писала, что он прекрасен от начала и до конца. Чего стоит один его проход - на чёрном фоне! Какая-то великолепная графика - причём в движении. Трудно объяснить, но в этом образе эстетика явно преобладает над этикой. Практически не слышу текст, кроме отдельных фраз, бездонная глубина образа в текст совсем не заложена. Это не Островский, это совсем другой стиль. При этом состояние умирающего героя передаётся почти натуралистично, так что делается страшно за актёра.

В общем, позволить себе роскошь сразу же ставить на спектакль клеймо непригодности я не могу. Да, спектаклей в Москве много, режиссёров и актёров тоже хватает. Но я не люблю разнообразия. Мне важно попадание в ту цель, которую я сама же и выбираю, и вот таким снайперам можно простить многое.

(Стоит ли уточнять, что одним из таких снайперов является неупомянутый здесь Белякович?)
 
 
 
stalker_adstalker_ad on December 19th, 2009 03:21 pm (UTC)
Для меня невозможность сопереживать героям убивает абсолютно любое произведение. У меня, кстати, из-за этого не сложились отношения с неплохим режиссёром Франсуа Озоном и, отчасти, с "не менее неплохим" Фассбиндером. Даже при наличии отличной идеи и масштабного конфликта невозможность сопереживать героям лично для меня сводит ценность художественного произведения к нулю. Поэтому, опять же, я не люблю Чехова и не люблю Островского. Не люблю настолько, что, скорее всего, никакие "самобытные" вариации прочтения и переосмысления их произведений не сподвигнут меня на то, чтобы прикоснуться к ним.
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 03:46 pm (UTC)
У меня проблема похожая. Я любила Чехова в юности - теперь уж и не пойму, за что. Видимо, действовало обаяние его драматургии.
Теперь не действует. А Бутусов довёл идею "ненужности" и "никчёмности" героя до абсурда ("Иванов").
Но в самом спектакле есть проблески чего-то нужного, так что буду пересматривать всё равно.
Что касается, "Доходного места", то это странный спектакль. Суханов играл Жадова всего 2 года назад - и тут уж сопереживали все. Нынешний Жадов никому не нужен. Но теперь есть дядюшка-Вышневский - Суханов. Это не переосмысление даже, а ка будто другой драматург писал. Думаю, что и к прежнему Жадову Островский не имел отношения. То-то удивится актёр, если ему это сказать! :)
stalker_adstalker_ad on December 19th, 2009 04:40 pm (UTC)
Может быть и так, но Островского и Чехова я точно в ближайшее время смотреть не хочу. Шекспира ещё хоть как-то могу сподвигнуться посмотреть, а этих двух точно нет.
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 04:44 pm (UTC)
Насчёт Чехова и Островского поняла. А чем же Шекспир Вам не угодил?:)
stalker_adstalker_ad on December 19th, 2009 04:58 pm (UTC)
Просто не мой драматург. Никаких конкретных претензий нет, но как-то не сходятся у меня с ним пути. Опять же, всё, что читал, читал давно, и, скорее всего, если сейчас что-то почитаю/посмотрю отношение будет более определённым, но вряд ли оно сместится в лучшую сторону.
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 05:10 pm (UTC)
А кто - Ваш? Если говорить имненно о драматургии. Кроме Беккета и Ионеско.
stalker_adstalker_ad on December 19th, 2009 05:25 pm (UTC)
Ибсен, Гоголь, Беккет, Еврипид, Брехт, Ионеско.

Как-то так. Ну и отец мой тоже тут не последним номером.
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 05:29 pm (UTC)
Это определённая направленность, интересная.
Но по мне - Шекспир в этом ряду лишним бы не был.
stalker_adstalker_ad on December 19th, 2009 06:08 pm (UTC)
Может быть и не был бы. Надо перечитать как-нибудь и прочитать непрочитанное.
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 06:14 pm (UTC)
Попробуйте! Просто у меня он любимый (как и Достоевский), и мне обидно за тех, кому он не нравится.
К тому же есть серьёзное подозрение, что у большинства СОВРЕМЕННЫХ ноги из Шекспира и растут (или уши:)
stalker_adstalker_ad on December 19th, 2009 06:21 pm (UTC)
У меня он любимым точно не станет. Я вообще не готов сказать, кто мой любимый драматург. Никогда об этом не думал.
zosya_tse on December 19th, 2009 04:43 pm (UTC)
Как-то "Иванов" убил во мне желание смотреть Бутусова. Что-то не так.
Хотя меня постоянно шатает к нему/от него. В этот раз кажется, что окончательно отбросило. Даже отзыв писать не хочется.
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 04:46 pm (UTC)
ЗАЧЕМ ПОШЛИ?!!! Я же предупреждала! Если уже была хоть какая-то неприязнь, с "Ивановым" рискуете вообще потерять ЮБ.
zosya_tse on December 19th, 2009 04:57 pm (UTC)
нет-нет, ничего) Куда он денется?
У всех бывают... не то, чтобы провалы...
И потом - я верила, я надеялась на чудо...
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 05:03 pm (UTC)
Я тоже... надеялась. Особенно, после утраты "Макбетта".
Но моя подруга считает, что никакой это не провал и что интересно. У меня же разочарование сильное.
zosya_tse on December 19th, 2009 05:14 pm (UTC)
да я просто слово подобрать не могу получше отражающее суть. Не то, чтобы провал, может... ступенька на лестнице, которая скрипит. Мне её скрип не нравится, кого-то не интересует, кому-то это любопытен.
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 05:26 pm (UTC)
:) Хорошая метафора! Пожалуй, соглашусь.
У меня ведь впереди ещё одно испытание на прочность любви к ЮБ - "Пер Гюнт" у Вахтангова (мне этот театр вообще не нравится - можно сказать, с детства).
А "Гамлета" в МХТ видели?
zosya_tse on December 19th, 2009 05:27 pm (UTC)
у меня такое впечатление, что видела его где-то в другом месте...
И я этот театр как-то недолюбливаю)
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 05:38 pm (UTC)
А "Человек=человек" - в Питере?
zosya_tse on December 19th, 2009 05:44 pm (UTC)
это я видела в Москве, его ж привозили)
bertran01bertran01 on December 19th, 2009 05:43 pm (UTC)
А я каждый раз думаю, когда не понимаю или не принимаю чего-то у больших режиссеров: а может, пока мы с интересом или с раздражением рассматриваем скрипящую ступеньку, в спектакле заложен спуск по канату? Или еще проще: на лифте?
Просто нам никто об этом не сказал, а мы интуитивно не догадались. Как я уже много лет не могу догадаться, как осуществляется выход в истинность (так восхищающую почитателей) у Някрошюса (ну, не нравится он мне совершенно).
Кстати: имхо, но именно в театре (современном) соверщенно неважно, кого и что ставят. Важно - КАК.
Год назад у меня случилось два "Ревизора" подряд в совершенно разных театрах(ЮЗ и АпАРТе). Удивило: из-за интонационных сдвигов казалось, что прозвучало два совершенно разных текста (хотя они были аутентичными).
lotta20lotta20 on December 19th, 2009 05:46 pm (UTC)
Боюсь, что у меня с ЮБ складываются отношения по типу "нравится-не нравится...." Без вариантов.:)
zosya_tse on December 19th, 2009 05:47 pm (UTC)
Я имела ввиду под лестницей не спектакль, а путь режиссёра)
Да, согласна, важно как. Сколько сейчас в Москве "Вишнёвых садов" - и все разные...
bertran01bertran01 on December 19th, 2009 06:07 pm (UTC)
Если интересно... вот те самые два "Ревизора" http://suhanov.borda.ru/?1-1-0-00000054-000-20-0
Писалось, правда, из-за личных обстоятельств через месяц после...