lotta20 (lotta20) wrote,
lotta20
lotta20

"Королева красоты", 26 декабря

Это спектакль одновременно жестокий и добрый, очень горький, а временами уморительно смешной.

Морин в исполнении  Лины Варгановой всё больше напоминает мне бергмановских героинь: по внутреннему напряжению, переходящему в нервный срыв, благородству облика и чувству собственного достоинства, с которым она противостоит "идиотизму деревенской жизни", при этом ухитряясь всё-таки любить свою маленькую родину.

Я уже писала, что между матерью и дочерью в спектакле очевидное внешнее и внутреннее сходство, резко отличающее их от простодушных обитателей Линнейна. Ум, сила духа и сложность характера Мэгги тем более бросаются в глаза, что речь идёт существе, почти совершенно разрушенном старостью.
И тем не менее...
Вроде бы Мэгги живёт лишь самыми простыми инстинктами, почему же за всеми её капризами и выходками чувствуется что-то очень важное и серьёзное?
Думаю, дело в том, что героиня каждую минуту своей жизни проживает с максимальной интенсивностью. При всей старческой немощи она очень напоминает большую хищную птицу, которая постоянно ждёт опасности и к тому же знает, что если сегодня не добудет себе пищи, то завтра скорее всего погибнет, так как на охоту у неё не останется сил.
Конечно, Мэгги любит поесть: это одна из немногих радостей, которые у неё остались... Но слишком уж много сил она вкладывает в борьбу с дочерью, заставляя её делать кофе без комков и варить кашу. Она боится, что, если Морин выйдет за пределы очерченного круга своих обязанностей, их жизнь разрушится.

Дело в том, что Мэгги с самого начала знает о дочери больше, чем зрители. Душевно неуравновешенная, с явными психическими отклонениями, Морин сохраняет ясный рассудок, выполняя нехитрые правила, борясь с матерью, но постоянно заботясь о ней.
Система их взаимоотношений далека от гармонии, она очень хрупкая, но вне её не могут жить ни та, ни другая.
Морин ухаживает за цыплятами, убирает в доме, готовит матери еду. Она всё время злится, но по-другому жить не может.
Возможно ли её счастье с Пато Дули? Насколько велика вина матери, которая лишила её этого шанса?
Трудно даже представить себе, что простак Пато, столь быстро променявший свою "королеву красоты" на молодую американку, смог бы стать настоящим мужем для Морин.
Конечно, Мэгги ни о чём таком не думает и боится только за себя... Но в спектакле такое количество подтекстов, столько слоёв, что такая трактовка мне кажется вполне подходящей. Достаточно вспомнить, КАК Морин моет пол...

Ещё немного о "преображениях". Про удивительное лицо Мэгги, просветлённое и трагическое, когда она сидит в полутьме в кресле во время монолога Пато, я уже писала.
Сейчас хочу сказать о поклонах, которые в моих любимых театрах ставятся великолепно.
Вчера на поклонах Мэгги, вся в цветах и подарках, тихо улыбалась, подслеповато щуря добрые усталые глаза. И конечно, это не был ещё актёр Суханов, это была именно Мэгги - но в своём как бы идеальном варианте: мудрая, добрая, милая,благодарная за цветы и любовь.

Ещё один спектакль со столь же интересным "преображением" на поклонах - "Куклы" ЮЗ.
Херувим-Леушин после трёх часов пребывания в образе симпатичного, трогательного, доброго и глуповатого существа расправляет плечи и выходит к зрителям с ехидной неприветливой улыбкой на лице. Почти полная противоположность Херувима: ироничный, самоуверенный, высокомерный...
Думаю, что Леушин пришёл к такому образу сознательно, у Суханова же всё получилось само собой.f
Tags: САТИРИКОН
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments