?

Log in

No account? Create an account
 
 
11 February 2009 @ 03:20 pm
"Они превратились в дождь и ураганный ветер..."  

Мой четвёртый "Макбетт" - это удовольствие уже другого рода. Должна признать, что первые спектакли я смотрела под серьёзным гипнозом эрцгерцога Дункана и, когда он был на сцене, лишь усилием воли могла перевести взгляд на других героев. А когда его на сцене не было, в глубине души ждала: когда же появится?
Впрочем, всё-таки уже тогда и другие моменты произвели на меня очень сильное впечатление, поэтому спектакль стал одним из любимых. Это, конечно, "немая сцена" Макбетта и Банко, убийство Банко, пир и лично Агриппина Стеклова во всех её воплощениях.
Но вчера я в первый раз смотрела спектакль... свободно, что ли? И он оказался многофигурным, каким, видимо, и был задуман. Так вот: они все - прекрасны. Под словом "они" я подразумеваю не столько актёров (это само собой!), но и их героев. Удивительно, как столь несовершенные, слабые, жестокие, падкие на все искушения люди могут вызывать такую жалость и такую любовь! Если бы можно было сформулировать основную тему столь сложного спектакля, я бы сказала, что он - о любви к людям.
И ещё: это одно из самых совершенных произведений, которые я когда-либо видела.

П. С. Как же меня всё-таки изумляет смешливость нашей публики! В ЮЗ постоянно слышишь хихиканье даже в самых драматических местах, но там это, скорее, нервное. А вот в Сатириконе народ просто жизни радуется. Особенно, когда на сцене льётся вода - ну так весело! Здоровый смех во время "исцеления" Дункана - это действует удручающе.

 
 
 
bertran01bertran01 on February 11th, 2009 12:46 pm (UTC)
Мой... не-помню-какой-по-счету-самой-страшно-представить "Макбетт"... Насчет совершенности спектакля - согласна "на все сто". Потому что... вот сколько раз присутствовала в зале, столько и растворялась в этом страшном и одновременно прекрасном действе.
Оно начинается с выхода двух шутов... туго закручивается пружиной от шуточек типа "старой солдатской песни" о том, что "не хватает места, чтоб предать эти трупы земле" - через безумие героев - к страшным их кончинам...
А на финале происходит чудо: легкокрылая бабочка взлетает с плеча Макбетта - и вместе с ней улетает всё гадкое и тяжелое... На душе становится легко, приятно и - солоно от непролитых слез...
...И снова выходят шуты со своим цирковым антре: "свершило колесо свой полный круг".

Впрочем, я, наверное, скрытая мазохистка: раз за разом хожу на этот спектакль, точно зная, что на отдельных его сценах моё "сердце путает ритмы свои и стучит с перебоями".
lotta20lotta20 on February 11th, 2009 04:33 pm (UTC)
Насчёт мазохизма - ничего подобного. Думаю, нервная система нуждается в подобных встрясках. А спектакль каким-то образом внушает вполне оптимистическую веру в себя и даёт серьёзную энергитическую подпитку. Вчера я скверно себя чувствовала, а сегодня надо было много и тяжело работать - и что? Почти не устала и настроение прекрасное.
Хотя об отсутствии мазохизма это никак не свидетельствует)))
bertran01bertran01 on February 14th, 2009 09:43 am (UTC)
Время идет - ничего не меняется...
И реплики театралов относительно публики-дуры повторяются год за годом (впрочем, театралы иной раз тоже ведут себя в зале... тут пара неприличных слов... - а имею я в виду последнего Макбетта, да и предпоследнего, на коем мы не были).
Это пост моей подруги от 2007 года:
"Самое главное - очень вовремя сообразить, что сегодня "Макбетт". Быстро собраться и поехать. Ибо - два момента, которые я люблю и не хочу пропустить: пластическая сцена объяснения между Банко и Макбеттом, и убийство Дункана. Ну и чемодан...

Публика - дура, ржала как табун мустангов в самый неподходящий момент...

Давно не кричала "Браво!", а тут прорвало... Вернулась домой, включила Уинстона - ловлю момент счастья".
lotta20lotta20 on February 14th, 2009 10:25 am (UTC)
Я тут подумала, что в Макбетте (при всём его совершенстве) действительно есть МОМЕНТЫ, которых ждёшь больше всего. Так на оперу иногда приезжают ради какой-нибудь арии. Если бы спектакль шёл чаще и я смотела бы его года 3, то приезжала бы только ради второго действия. Но иногда, конечно, и на первое - ради речи перед казнью Трибунцева и сцены танца Макбетта и леди Дункан.
bertran01bertran01 on February 14th, 2009 10:53 am (UTC)
Мне рассказывали в театре Эрмитаж, что тамошние "постоянные" приезжали на "Женитьбу" специально к финальному бегу выпрыгнувшего из окошка Подколесина. Смотрели 10 минут финала... дарили цветы... и уезжали счастливо-удовлетворенные.
Я спектакль видела единожды. Оч.давно... Но бег этот - помню до последнего движения.
Хороший был спектакль. С дивным Гвоздицким-Подколесиным. И потрясающим Поприщиным-Романовым во вставных в действие "Записках сумасшедшего".
А украинский костюм с немыслимыми лентами, в котором а "Ким-танго" танцует Люся Панченко - это свадебное одеяние Агафьи Тихоновны из этого спектакля...

Впрочем, я о чем-то уже позабытом.
Ну, как же пропустить 1 действие - когда там и "вертикальная кровать" Макбетта... и - мелок в руках Банко, расчерчивающий плюсы, минусы и вопросы к ведьмам... и - гигантский шар Бирнамского леса... и - огненный дождь, сквозь которым летит Макбетт... и - тронная речь Дункана...
Я тоже больше люблю вторую часть Макбетта. Но, любезная Lotta, ты несправедлива и к 1 действию.
lotta20lotta20 on February 14th, 2009 11:51 am (UTC)
l
Да ладно тебе... Дело в том, что за 4(!) просмотра я ещё не всё разглядела. На ВСЁ меня просто не хватает. Например, на вертикальную кровать смотрю с любопытством, как на развлечение - не более того. Тронную речь слушаю спокойно. Но не исключено, что в какой-то момент именно это покажется очень важным - такое уже бывало. Но вот второе действие захватывает целиком.