?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 March 2010 @ 02:29 pm
"Медея" МТЮЗ, 13 февраля  
Мотивы, благодаря которым идёшь на тот или иной спектакль, достаточно разнообразны.
На этот раз главным стимулом (и это несмотря на Гинкаса, Бродского и культовую героиню) стало желание увидеть замечательную Галину Морачёву в роли кормилицы. Так что именно ей я обязана своим походом на "Медею", ну и хорошо, спектакль очень интересный, роль достойная.

Вообще, все четыре героя по-актёрски очень выразительны, эффектны, но в то же время - узнаваемы.
Великолепная Медея -- Карпушина (должно быть, у неё на плече, как у Миледи, горит клеймо "виктюк") живо напомнила мне мать моей подруги - в ту далёкую пору, когда их бросал отец: испепеляющей все и вся нетерпимостью и чисто внешне - красивая, крупная, сильная, с роскошными волосами и жёсткими, почти  мужскими чертами лица.
Кормилица - в телогрейке и резиновых сапогах - при этом ничего простонародного, стриженая голова, благородное лицо, трагическое переживание происходящего, но внутренняя самодостаточность  - и какая любовь к жизни, какая поэтизация простых радостей! Несомненное сходство с моей царскосельской свекровью.
Мужчины.... Чудесный Ясулович. Гордин. Оценила. Но поняла, что для восприятия его игры мне не хватает зрительской влюблённости, элемента любования. Роль лишена внешних эффектов, а потому приходилось делать над собой некоторое усилие, вслушиваться в текст.

Никакой Древней Греции на сцене, то есть ЗНАКИ, символы присутствуют - в неожиданном золоте прощального костюма Медеи, в котром она бежит уже окончательно - улетает ввысь, и яркой конструкции, которую притаскивает с собой царь Креонт. Ну и песчаные ступени, ну и ещё что-то по мелочи.
Но больше всё-таки от обычной квартиры, очень запущенной - из-за ухода мужа жена теряет всякий смысл поддерживать домашнее хозяйство. Однако ещё больше это напоминает съёмную квартиру, за которую зацепилась осиротевшая семья: дешёвый кафель , ванная  (у этого водоёма, конечно, куда более сложные функции), кухня с плитой, куриная тушка, ведро с картошкой, которую чистит Медея... А у неё самой костюм одновременно и дорожный, и шахидский...

ИСТОРИЯ, конечно, жутковатая. Поскольку я могу позволить себе роскошь видеть в спектакле то, что интересно МНЕ, то воспринимала больше её семейно-любовную составляющую.
Получилась страшная картина: во ЧТО превращаются отношения мужчины и женщины после того, как проходит любовь.
Вроде и неистовая Медея совсем не мой тип, и сдержанный интеллигентный Ясон не ЕГО, да и любовь закончиться НЕ УСПЕЛА... Но в какие-то моменты я ловила себя на том, что всё это было - в мыслях, в другой жизни...
Настоящая любовь - это всегда война: и со всем миром и друг с другом. Мужчина и женщина в этой войне и сообщники, и противники одновременно, они всегда повязаны кровью: ведь тут и преступление, и грех, и всё это совершается вместе.
Ну а когда уходит нежность (не до конца), когда уходит страсть (не до конца), то отношения эти становятся очень тяжёлыми.
Главное чувство женщины это, как правило, гнев (что-то вроде "я отдала тебе свои лучшие годы, а ты...").
Мужчина же, как правило, хочет отдыха от этого перенасыщения эмоциями. Причём он может ещё завести новую семью, работу, вырастить новых детей... И если его оставить в покое, то о бурной молодости будет вспоминать с приятностью и ностальгией.
Да только кто ж его оставит в покое?
Вот и приходится за роскошь НАСТОЯЩЕЙ ЛЮБВИ платить потом и правым, и виноватым.

 
 
 
 
Ленаbaby_frances on February 14th, 2010 03:17 pm (UTC)
Необыкновенный диапазон у Карпушиной.
Вначале она абсолютно не женственна, реплики отчеканенные, безэмоциональные. Но прорывается, четко - на фразе "Я успокоилась" - другая интонация, плавная, тихая, женственная... Вот на этом контрасте двух ее голосов (ведь и голос сам меняется, и как хорошо!) развивается спектакль, Медея от "Я не знаю, кто я" становится Медеей.
Приговор вынесен раз и навсегда: Ты - Медея.
Она Медея и когда чистит картофель - и когда выносит ножом в воздухе приговоры, когда разделывает курицу - и когда убивает своих детей.
Она - вода.

Морачева прекрасна:)
lotta20lotta20 on February 14th, 2010 09:09 pm (UTC)
У Медеи-Карпушиной не только женское-мужское, но и детские ноты появляются в голосе и манере игры, вот это мне понравилось меньше, но дОлжное диапазону, конечно, отдала.
"Мужское" же понятно: нелюбимая жннщина всё-таки не утрачивает половую принадлежность, но при такой энергетике происходит перекос. Тем более, что все её выходки связаны не с "бабьей дурью", у неё позиция и цель - как обычно бывает у мужчин.

Что касается Ясона, то я умом понимаю, что на эту сдержанность, эту попытку всё довести до конца интеллигентным, собственно, манером он затрачивает, возможно, больше сил и энергии, чем Медея, но... Повторю: мне не хватило личного отношения к неизвестному ещё актёру, которое бы стимулировало зрительский интерес. Потому пришлось самой работать изо всех сил на его сценах. Устала.
Ленаbaby_frances on February 14th, 2010 09:14 pm (UTC)
Ясно. Мне как раз на Гордина интересно было посмотреть.

Очень понравилась их синхронная пластика (вспомнилось мимолетом).