?

Log in

No account? Create an account
 
 
31 March 2010 @ 03:48 am
"Ричард Третий" 30 марта  
Мой НЕИЗВЕСТНО  КАКОЙ ПО СЧЁТУ "Ричард".
На самом деле, число не столь уж велико, так как впервые увидела спектакль  ровно год назад.
Помню, что долго не могла смириться с трактовкой образа героя - ну отказывалась моя душа ему сочувствовать, и всё тут!
Потому первое впечатление было скорее эстетического плана. Я и сейчас считаю "Ричарда" одним из самых красивых и стильных спектаклей.

Потом был разочаровавший меня "Гамлет" и "Лир", встревоживший своей цирковой крикливостью. Чёрно-белый графический "Ричард" на их фоне казался образцом вкуса - моего чёрно-белого школьного вкуса, сложившегося под влиянием активного неприятия эстетики первомайских демонстраций. Для того, чтобы "Лир" победил и вышел для меня на первое место среди ныне живущих спектаклей, нужно было сделать ещё один шаг к свободе.
Теперь, когда я узнала, что Бутусов родом из Гатчины, мне стало понятно, откуда родом "блеск и нищета" изобразительного ряда его спектаклей, а также аристократическое смешение стилей, небоязнь "дешёвых" эффектов...
С одной стороны, записанные на подкорку образы пригородных парков, с другой - питерские коммуналки, бледные лица, короткие световые дни.

"Ричард" как раз из этих парков - зимний, холодный, с вечерним вороньим карканьем и стаями бродячих собак (от одной из них удирает бедняга Хастингс, торопясь на вокзал встречать принца). И огромные тени - из этих дворцов, и аскетичная обстановка - плод воспалённого пуританского воображения.

Посреди всего этого холода - несколько роскошных деталей: рыжие волосы Елизаветы, яркое вино в хрустальных бокалах, красавица Анна и всегда особняком ото всех стоящий Бэкингем.
Костюм Бэкингема настолько продуман (до гвоздиков в каблуках - когда он стоит на коленях), что его подчёркнутая изысканность даже сбивает с толку, заставляя любоваться героем, независимо от смысловой нагрузки, которую несёт этот образ.
Я уже писала, что внешняя красота Бэкингема абсолютно исключает возможность его взаимопонимания с Ричардом, подтверждая безнадёжное одиночество короля. Но это, конечно, лишь одна сторона такого решения.
Сегодня мне показалось, что несмотря на совершенную, блестящую игру Суханова, одна из главных функций его существования в этом спектакле - всё-таки эстетическая.