?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 April 2010 @ 03:09 am
"Деньги" прогон 21 апреля  
Я знала по прежнему опыту, что поспешные выводы, тем более негативного характера, лучше не делать.
Удержалась - и была права!
Если вчера спектакль был ещё похож на мутный насыщенный раствор, в котором ярко блестели два крупных кристалла, то сегодня процесс кристаллизации пошёл более активно, а сам раствор стал прозрачнее и чище. В общей чернухе, царящей на сцене, появились просветы, она перестала так давить. Теперь видно, что спектакль всё-таки смешной, а жизнь не так страшна, как это казалось вчера.
Очень порадовал замечательный Якубов  в роли Истукария Лупыча, а Кузнецов, перешедший в массовку, придал ей куда бОльший смысл, нежели декоративно-танцевальный.
C появлением нового Елеси - весёлого и кудрявого Лежавы - изменился характер нескольких сцен: из откровенно пошлых они стали по-детсадовски непристойными, что в любом случае куда лучше.
Ну и совсем умилил Один Байрон, чей Баклушин оказался очень похож на шалопая-американца, застрявшего в России на маленькой должности. Вчера этого героя вроде как и вообще не было, а сегодня - был и служил одним из украшений спектакля.
Актёры вообще играли лучше: тоньше, точнее, более динамично - это относится ко всем.

Что касается Крутицкого, то коль скоро оправа изменилась к лучшему, то и самому бриллианту это пошло на пользу. Вчера боялась, что они будут мешать ЕМУ играть, как и спецэффекты, которые здорово отвлекают и развлекают народ. Теперь уже ясно: не помешают!

Ну и у меня появилась возможность собрать вместе мысли, эмоции и междометия.
Это, конечно, не Островский: слишком много глубинного психологизма и метафизики. Есть Достоевский - но не совсем и не только, всё-таки Гоголь? Не знаю...  Салтыков-Щедрин? Убийственного, виртуозного гротеска в этом  образе хватает... Не обошлось и без Шекспира...
Образ Крутицкого конкретен, убедителен, достоверен, но он не вписывается в художественный мир ни одного из авторов. Вписывается ли он в наш мир? В обычном житейском смысле, конечно же нет, потому что в жизни мы очень редко сталкиваемся с проявлением высшей духовной сущности не просто даже в обычном человеке, а в человеке грешном, подчинённом уродливой страсти, казалось бы, перешедшем грань нравственного падения.
А вот это не совсем так. В пошлейшем обывательском мире, где естественные человеческие чувства подменены суррогатом, где царят эгоизм, тщеславие и глупость, только в семействе Крутицкого сохранилась живая душа. Есть девочка-племянница, пришедшая из другого мира, есть чистейшая Анна Тихоновна. Неправда, что он её ещё в молодости убил, потому что живая душа заметна и в нём самом - даже сейчас.
К своей последней сцене - к ПРЕОБРАЖЕНИЮ - Крутицкий идёт постепенно. Его ум уже не способен противостоять силе страсти, а душа вся изранена сознанием цены, которую он заплатил за смысл своей жизни.
Он мучится, понимая, как дорого обходится окружающим его страсть, горестно вспоминает о том, как отказал больной жене в стакане чая, потому что не смог расстаться даже с мелочью. И потерянные им деньги - это не просто деньги, а мерило человеческих страданий, слёз и крови. В этом плане он похож на пушкинского Скупого рыцаря - но только в этом.
Крутицкий нравственно страдает с пониманием того, что смысл его жизни искажён и уродлив, но это всё-таки СМЫСЛ, лишиться которого он не может.

Последняя сцена убийственно сильная, странная и при этом очень логичная.
Герой произносит свои слова чистым и ясным голосом, его глаза светлы. На душе тоска смертельная, предсмертная, но она освобождает его от всей житейской шелухи. Он уходит из этого мира таким, каким должен бы жить: прекрасным и светлым.