?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 May 2010 @ 03:13 am
"Чайка" Ю-З, 18 мая  
Несовершенный спектакль, отмеченный печатью большого таланта.
Оставляет долгое приятное послевкусие - от почти трёхчасового пребывания в богемно-помещичьем декадентском мире, наполненном призраками из других Юго-Западных постановок. Пожалуй, этот мир адаптирован всё-таки под "своих": настолько устойчивы ассоциации и очевиден призыв к снисходительности публики, готовой прощать несовершенство ради прочих достоинств.
Спектакль, что называется, душевный. Музыка  "атмосфЭрная" ( "ТрЭзор к вам не привык..."). Удачные костюмы в первом действии, да и во втором - ничего себе, хотя Аркадина и Тригорин в своём чёрном сильно напоминают сотрудников бюро ритуальных услуг.
Метры полиэтиленовой плёнки тоже возмущения не вызывают: и дёшево, и концептуально. Плёнка эта усиливает тему омертвления, подтверждённую и рискованной подсветкой лиц героев, наклонившихся над автомобильными камерами.

Что касается присутствия в спектакле настоящего искусства, то его подтверждает бьющий из всех щелей спектакля талант постановщика, который уж точно не скроешь.
И личноТригорин - то есть Олег Леушин, волшебным образом перевоплотившийся в чеховского героя, cохранив при этом собственную индивидуальность.
Из виденных мною Тригориных я больше всего запомнила Калягина в старом мхатовском спектакле и Серебрякова, несколько скрасившего для меня пошлейшую "Чайку" Кончаловского. Ни в одном из них не было ничего из ряда вон: Калягин играл самцовый вариант Тригорина, Серебряков - декоративный. Тема творчества или шла мимо, или замыкалась на Треплеве и Нине.

Тригорин-Леушин привлекает к себе внимание при первом же выходе. Снова ДРУГАЯ походка: неторопливые широкие шаги. Очень красивый силуэт, отстранённо-любезное выражение лица, слегка наигранная элегантность - прям француз какой-то.
Наблюдатель. Таскает его с собой Аркадина, заботится о нём... Он ПРИНИМАЕТ это. Появилась Нина, зацепила расспросами о творчестве, юной красотой - он и это принял. "По бесхарактерности", - считает Треплев. Да о каком "характере" - в обывательском смысле этого слова - можно говорить, если для писателя только в творчестве и жизнь! Вот куда идут все силы, вся энергия.
Движения Тригорина несколько автоматичны, на лице - подобие маски. Это защита - от мира, который ему всё же необходим - как материал для творчества. Интересно, что когда Леушин встаёт в позу Калигулы, говоря о Луне, - это всё-таки не Калигула, а Тригорин... Но... Работают же ассоциации - и мы понимаем, что писатель заражён такой же высокой болезнью стремления к невозможному, что и одиозный император.

Если бездарная Аркадина купается в тщеславии, бездарный Треплев страдает от неумения выразить себя, Нина - практически признаётся в том, что ей нужна только любовь, а остальное вторично, то успешного Тригорина съедает невозможность достижения им тех высот, с которых и начинается настоящее искусство. Во 2-м действии это конченый, полуразвалившийся человек. Я не знаю, насколько удачно такое грубоватое решение... Но что есть - то есть!

Второй красавец спектакля, конечно же, Ванин-Дорн. Роль у него, скорее, эстетического плана, но какое-то внутреннее наполнение присутствует и в ней.

Что касается молодых героев,то в 1-м действии они... танцуют хорошо. Во 2-м же Матошин и Дымонт призывают на помощь наработки из их лучших ролей - и Нина оборачивается Офелией, а Треплев - Джованни.
А точнее, мы видим только состояние, эмоции: страдание, душевное волнение, жалость друг к другу, отчаяние - но не героев с их предысторией и индивидуальными чертами. Потому вроде бы эмоционально насыщенная слезами и метаниями сцена сильного впечатления не производит Как и тригоринский нервный тик и старческое(а может, и послеинсультное) дрожание головы. 
 В итоге спектакль заканчивается вполне жизнерадостно, зрителям просто ХОРОШО.
Tags:
 
 
 
bertran01bertran01 on May 19th, 2010 08:10 am (UTC)
Традиционные "пять копеек" из традиционной темы о "других хороших театрах" форума Дениса Суханова (кстати, и он там словом упомянут):
http://suhanov.borda.ru/?1-4-0-00000016-000-40-0-1274252550