?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 May 2010 @ 12:29 am
"Одинокие" МХТ, Новая сцена, 27 мая  

Гауптман. Как и ожидала, совсем не рифмуется с нашей жизнью. Сразу вспомнила "Перед заходом солнца" в Малом и - ох, позабыла название! - в старо-ефремовском МХАТе спектакль с Петренко. Тогда - рифмовалось, сейчас - нет.
Ну то, что мы сегодня смотрели, - это камерный вариант, полутёмный, малофигурный, с практически отсутствующей рампой, актёрами, которых иногда не видно за колоннами, к тому же часто уходящими со сцены куда-то...
Я бы сказала, спектакль принципиально скучный - про уже привычные нам сложно-семейные отношения... То есть когда-то, может, пьеса убивала новизной, но сейчас банальна донельзя. Если исходить из данной трактовки, смысл названия непонятен, а вылезающая вдруг социальная тема кажется безнадёжно устаревшей.
К актёрам и режиссёру претензий нет, местами интересно, да и в целом приятно: я вот молодость вспомнила.
Но известное правило в этом спектакле сработало: каков текст, таков и подтекст. Чтобы его нарушить нужно было серьёзное волевое усилие участников - и вдохновения побольше.
 


 
 
 
bertran01bertran01 on May 28th, 2010 07:04 am (UTC)
...вот и я "молодость вспомнила". А конкретно - как давным-давно, совсем юная, ходила смотреть на еще более юного Дениса Бургазлиева с "Лысом брюнете" (однократно) и "Эквусе" (многократно). Ух ты, как давно это было! На сайте Бургазлиева посмотрела: премьера "Эквус" была в 1988 году; вот тогда и началась моя "подсадка". Воды-то сколько утекло с тех пор...

Ну, а про вчерашний спектакль...
В общем, это и не спектакль даже, а режиссерский показ с внимающим и понимающим залом: все СВОИ.
Пьеса - не лучшая у Гауптмана; из "малоизвестных" - нельзя объять необъятную мировую драматургию, посему незначительное как-то пропускаешь (и вчера - впервые).
Игра актерская... В общем, хорошие актеры. Всё четко, без претензий. Но и без огонька. Может, из-за режиссуры: этакая ходилка-говорилка... и всё спокойно, без эмоциональных всплесков и провалов... что бы на сцене ни происходило.
Читка по ролям - и вспомнилось: "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез". Никто не погиб. Хотя вроде бы погиб...
Но это неважно.
Нет-нет, вечер вчерашний не был "убит", но не был и ничем особым наполнен...

А ведь тема-то интересная!
Как раз то, о чем думаем и говорим иной раз вслух...

Незаурядный человек. А может быть - и гений.
Как жить такому - если на одной чаше весов ты сам со своим здоровьем, твоя мать, жена, новорожденный Филипп, заложенное имение, лучший друг... А на другой - опять же ты сам, но ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО со своей будущей книгой (гениальной? или графоманской?.. будем считать - гениальной), твоя всепоглощающая работа, которой никто не интересуется, кроме женщины, против которой восстают и мать, и жена, и лучший друг... да и зрительный зал тоже - против нее.

Но на самом деле вот как - правильно: идти не в ногу со всем взводом, но к четкой цели... или нянькаться с сыном, пить кофе - а гениальный труд твоей жизни - он подождет?...

М-да... вопрос...

Впрочем, ответ в данной постановке очевиден: я, вместе с большинством в зале, на стороне малыша Филиппа и других членов семейства... Может быть, потому, что в гениальности не убедили (скорее все-таки - агрессивное графоманство). И в "полной гибели всерьез" в финале - тоже не убедили. Никуда герой не делся: про обед на веранде - это не воспоминание, а завтрашний день.

Что еще? В сценографии - приятная, хотя и не до конца обыгрываемая мебель. И вещички замечательные - вот например, кофейная меленка в руках у матери...
lotta20lotta20 on May 28th, 2010 07:36 am (UTC)
Если ослабить в спектакле духовную составляющую, что и произошло, то история приобретает вполне пошлый смысл.
Да, в гениальность героя не вериться абсолютно, именно графоман с претензиями и дурным характером.
Нечто подобное постоянно по телевизору показывают - в сериалах.
lotta20lotta20 on June 13th, 2010 09:14 pm (UTC)
Старый мхатовский Гауптман - "Возчик Геншель", Петренко был мощным.