?

Log in

No account? Create an account
 
 
02 June 2010 @ 04:02 pm
"Не вижу - чувствую"  
Очередной раз поняла, насколько Лир в исполнении Райкина интереснее того привычного представления о герое, которое было у меня раньше.
Ожидаемый вариант, как правило, сильно романтизирован: нечто типа старого князя Болконского - вздорный чудак, но сильный, умный, любящий, аристократ от головы до ног - КОРОЛЬ. Бутусов лишил Лира благородной осанки и царственных манер, и перед нами просто человек. Вначале - капризный чудак в лучшем случае, в худшем же - мелкий домашний тиран. Против последнего говорит искреннее уважение к королю Глостера и Кента, явно вызванное не только титулом.
И ещё - любовь к отцу Гонерильи. Традиционно сильно играла вчера Дровосекова. Пожалуй, её героиня, единственная, унаследовала своенравный характер и темперамент Лира и могла бы быть его настоящей наследницей.
Она страдает из-за необходимости сдерживать своё недовольство поведением отца, пытается воздействовать на него. И только когда он обрушивает на неё свои проклятия и бьёт, похоже, по самому сокровенному и больному - по мечте о материнстве , она перечёркивает свою любовь к нему. Гонерилья потрясена, она с трудом держит осанку, с трудом говорит. И не простит ему этого. А кто бы простил?
Лир отказался от одной дочери, проклял другую, потом, конечно, досталось и Регане. Он растоптал священные чувства, любовь старших дочерей к нему такого испытания не выдержала, они перестали видеть в нём отца. А к злобному опасному безумцу и отношение соответствующее.

Очень сложный и противоречивый образ создаёт Стеклова. В её Регане под привычно лицемерной маской скрывается много чего, в том числе, искреннее чувство к отцу, сестре и мужу. Её семейная трагедия обозначена намёками, недоговорённостями, дающими пищу для размышлений. Понятно, что в Регане идёт серьёзная внутренняя борьба, что решимость соседствует в ней с робостью, что в Эдмонде она интуитивно чувствует фальшь и нравственную грязь. При многокрасочности и присутствии вроде бы взаимоисключающих компонентов это очень цельный образ - настоящий (в отличие от рассыпающегося на части Эдмонда-Аверина, которого я уже не просто не понимаю, а вообще не вижу). Говорить об огромном таланте Стекловой нет смысла, он очевиден. Но всё-таки вчера она играла совсем потрясающе: и мощно, и очень тонко, и было страшно и больно за её героиню.
Трибунцев. Великолепно! Могу повторить только, что это одна из лучших актёрских работ спектакля. И добавить, что у него и Ломкина замечательное чувство партнёрства и это ещё больше повышает качество игры.

И всё-таки Глостер... Писать о нём трудно. В последнее время герои Суханова (кроме, разве что, Бэкингема) - как провода под током, в каждом обнаруживается оголённый нерв. Они удивительно сильно эмоционально заряжены. И при этом сохраняют чёткий внешний рисунок, а Вышневский и Глостер в первом действии - необходимую внутренюю жёсткость.
Сначала Глостер переживает трудную внутреннюю борьбу перед тем, как отречься от сына, а к Эдмонду испытывает двойственное чувство – не потому, что незаконный, а просто чувствуя в нём что-то не то.
Потом ему пришлось испытать весь спектр нравственных и физических страданий, он делает страшную попытку умереть, а затем принимает на себя всё бремя вины и раскаяния. Слепой, он обострённо чувствовует людей и трагический смысл происходящего. И – предельная выразительность жестов! И – удивительные интонации!
Потому так трудно выразить словами сильнейшее эмоциональное впечатление от вчерашнего спектакля. Я даже была благодарна Лиру и Эдгару за комические выходки, снимавшие напряжение хотя бы частично. Так чуть ли не расхохоталась в голос, когда Лир, уже прижав к себе голову Глостера, повернулся к Эдгару, и тот подался к нему в явном желании, чтобы и его обняли, чтоб все вместе... А Лир ему снова: "Каков пароль?"
Это сочетание трагического и комического вчера действовало особенно сильно и как-то по-другому.
Великолепный спектакль!