?

Log in

No account? Create an account
 
 
06 June 2010 @ 06:10 pm
"Деньги" 5 июня  
Не хочется быть резкой с собратьями по оружию, но на ответ, что после спектакля не остаётся НИЧЕГО, хочется задать вопрос: а чего вы ожидали?
Безумной энергетики? Взрыва эмоций, сладких слёз, красивой картинки? Множества смыслов, гармонии и соразмерности, долгого приятного послевкусия?
Конечно, в плане энергетики "Деньгам" далеко до бутусовских спектаклей, в плане КРАСОТЫ - тоже далеко - и до Бутусова, и до " Доходного места".
"Деньги" - спектакль динамичный, но не агрессивный, зрителей не вдавливает в кресло. Достаточно серьёзное давление на первые ряды, вызванное соседством с мусорным баком, летящими пакетами, шлагбаумом и грохотом проходящего поезда, быстро компенсируется расслабляющими романсами, мелкими непристойностями и грубоватыми шутками. От него не "тащит" и не "плющит", это не фанатский спектакль, это просто спектакль.

Привокзальная эстетика не совсем то, что мы бы хотели видеть на сцене, но в ней уж точно есть своя красота - как и в замечательных лохмотьях Крутицкого.
Дело за тем, что всё это должно быть ОДУШЕВЛЕНО талантом и смыслом, а вот тут разница: Крутицкий в своей шинели и дырявых носках был прекрасен с самого начала, а вот декорации, разномастный мусор, толстинки на Домне и костюмы некоторых персонажей только начинают ЖИТЬ, убогий мир, показанный на сцене, постепенно начинает обретать свою странную поэзию. И мне она куда ближе, чем попсовая и праздничная красота "Синего чудовища" с несколькими мыслями, лежащими на поверхности.
Если выбирать между этими двумя "сказками", я, без сомненья, выберу "Деньги" - и дело тут не только в Крутицком.

Спектакль можно воспринимать на двух уровнях сознания. Для первого уровня это - "экшн", как выразился один из соседей в антракте, ну или "комедия". Уж и не знаю, поменял ли он своё мнение после 2 действия, это неважно: большинство так и смотрит, то и видит, и заразительно смеётся, пытаясь аплодировать при каждом удобном случае.

Для другого уровня это спектакль, безусловно, трагический, тревожный, и действуют в нём живые люди, поставленные в условия, неуклонно приводящие их к нравственной деградации. Тема обречённости звучит довольно сильно, а с нею и призыв задуматься, найти в себе силы выйти из круговорота вещей, нарушить цепочку потребления. Во время прогонов и первых спектаклей этот призыв звучал чересчур дидактично и неприятно резал слух тем, для кого он не слишком актуален. Но чем лучше начинают играть актёры, чем больше они притираются друг к другу, тем ближе к искусству.
Поэтому мне не нравится слишком грубая игра на публику, которой страдают некоторые исполнители. Так, например, оба Лупыча и обе Фетиньи при их яркости пока слишком плоские и ориентированы только на "весёлых" зрителей.
Однако и здесь всё меняется, и если раньше Суханов держал на себе чуть ли не весь спектакль, то теперь и другие подтягиваются. Понятно, что этот процесс идёт болезненнее, чем в "Тополях", но он несомненно идёт.

Что касается послевкусия, то тут уж у кого как. У меня оно остаётся надолго: чистый голос Крутицкого в финале, его глаза (при одном воспоминании закипают слёзы), открытая улыбка Баклушина-Байрона, мрачный взгляд Петровича-Громова, страдание и любовь в лице Анны, мелодии романсов. Грустно, больно - разбередили душу! Но скоро конец сезона, и тяжелее всего мне будет расставаться именно с этим спектаклем.