?

Log in

No account? Create an account
 
 
14 June 2010 @ 03:37 pm
"Мечтать о том, чтобы меня любили..."  
Снова поняла, что больше всего люблю "Ричарда" ЗА КРАСОТУ. Красоту сценографии и музыкального ряда, соразмерность частей, правильный ритм. Ну и главное, конечно, - герои.
Думаю, каждый согласится с тем, что основной красавец здесь - сам Ричард. Для этого достаточно забыть о его причитаниях по поводу собственного уродства и просто доверять своему зрению. Чёткий силуэт, выразительное лицо, энергичные движения. Им любуешься, как обычно любуются детьми. А он и есть мальчишка - капризный, неусидчивый, ненаигравшийся, с непреходящей обидой на окружающих.
Другой противный мальчишка - принц-Трибунцев, но вот он-то настолько уверен в том, что его ЛЮБЯТ, что его поведение абсолютно естественно. Он никому ничего не доказывает, хотя, возможно, доставляет родным не меньше хлопот, чем маленький Ричард.
Трибунцев обаятелен безмерно. В одной его улыбке, даже в самом её начале, когда чуть-чуть меняется выражение глаз, есть что волшебное, детское, но в то же время умное и тонкое. Им не просто любуешься - на душе становится тепло и хорошо. ( "Макбетт", где ты? Как же не хватает теперь того импульса добра и любви, который дарил этот спектакль! Вот где чудесный талант Трибунцева раскрывался в полной мере. Какое же это было счастье!)

Эдвард, Кларенс, Герцогиня Йоркская - так и хочется сказать: "Аверин - с нами!" В том смысле, что он, конечно же, замечательный театральный актёр - и это главное! Сцена смерти Кларенса - одна из красивейших. Сам Кларенс, до которого вдруг доходит, что мир намного сложнее, чем ему казалось, и жесток не только по отношению к другим, вызывает огромное сострадание. (И снова вспоминаю Банко, у которого с Кларенсом несомненное духовное родство).
Однако самой главной ролью Аверина в спектакле для меня остаётся Герцогиня Йоркская - образ глубоко трагический и опять же очень красивый. Высокая, сильная, в длинном чёрном, с прямой спиной - великолепный силуэт, походка, замечательные глаза, очень выразительный голос. В паре с Елизаветой-Стекловой они смотрятся прекрасно, и к тому же их сцены - одни из сильнейших.

Бэкингем... Видимо, от этого наваждения мне всё-таки никогда не избавиться. При всей непохожести его на Дункана сцена смерти режет сердце воспоминаниями. Я ведь до сих пор не могу слушать эту музыку из "Макбетта" (как и "Грустить не надо") - а прошёл уже почти год, как с нами нет  спектакля!
Убийство Бэкингема перенесено вглубь сцены, действие происходит очень быстро, палачи равнодушны, и герой оказывается один на один со смертью... то есть всё по-другому, но зрительная память действует безотказно: ведь убийство Дункана - одно из сильнейших театральных (нет - даже жизненных!) впечатлений.

В общем, хотя "Ричард" - это совсем ДРУГОЙ спектакль, с другим ГЕРОЕМ - а это единственный из виденных мною бутусовских спектаклей, где вообще есть ГЕРОЙ - очень трудно не поддаться ассоциациям. Горечь и любовь - две главные стихии бутусовского мира, и в "Ричарде" они тоже проявляются в полной мере - пусть и не так мощно, не так горько, и - всё-таки, мне кажется - не с такой любовью.